+Добавить новость

Купи/Продай:

События:



Боровое. «Казахские»столбы

Начну понемногу. Исходной точкой к отправлению было отсутствие информации,но и путало это изрядно. Буду стараться заполнить нужной информацией.
«Сколько машин? Девять? …да ну …»так мы собирались с Федей на Саввушки.
«Куда? сколько ехать? …да ну …»а так Лёха хотел ехать в Боровое.
Возьми на всякий случай загранпаспорт,попросил я Лёху за 30 минут до выезда из Красноярска,а то Федя против ехать на Саввушки…
Колебались мы до развилки в Новосибирске,Омск или Барнаул…Повернули направо,хотя информации крайне мало,грело то,что далеко,тепло,новое и неизведанное. За все время поездки мы не пожалели ни разу!

На всем протяжении до Омска дорога хорошая. Однажды лишь пообщались с ГИБДД,совсем безнадежная и спорная ситуация с их стороны не дала им возможности пополнить бюджет ни страны,ни свой. Наш хороший друг одноклассник встретил нас в Омске,пообщались,помог нам,склеротикам,с карематами,которые мы дружно втроем! благополучно забыли,кстати как и котелок…Омск меня расстроил,показался маленьким,но таким путанным,никаких указателей,а те,что есть добавляют замешательства. Если у Вас есть возможность не заезжать туда —воспользуйтесь ей. Поскольку дорогу мы так и не узнали,начали звонить кто кому…В итоге «нелегкая»понесла нас на Одесское. То,что мы искали выезд из города 60 минут к ряду это не так страшно,как сама дорога. До Одесского еще более менее сносно,но потом 80 км редкостного «г**на». Тем,кто все таки рискнет,скажу —сразу перед въездом в Одесское есть заправка Газпрома,там надо заправиться,следующая будет через 250 км. Сразу после заправки (7-8 метров) уходит нормальная дорога направо,но она без указателей —туда и надо. Нормальной она остается только 200 метров,потом хлам 12 км и типо граница. Народу никого,все добродушные,ничего не просили ;) Казахский погранец,показав на спящего Федора в машине и спросив:«живой»? рассмеялся на мой ответ:«пока еще да»и попросил не менять федин статус до конца службы. Может был не сезон,или что…но мы никаких проблем с местными гайцами не испытывали. И наклейку RUS сейчас клеить не надо,ее никто не смотрит. Дальше началась скучная казахская степь и очень редкие поселения с ужасной дорогой еще 68 км. Все это время мы держались дороги на Кокчетав ( по-казахски —Кокшетау) ближе к этому населенному пункту стали встречатся машины. По истечении 80 км (отсчет от Одесского) дорога становится нормальной —110 можно скакать по этой «дороге». Перефразирую Фореста Гампа:в один прекрасный момент плохую дорогу выключили. Началась отличного качества четырехполосная дорога Астана-Кокчетав,видимо это продолжение Алма-Ата-Астана. По ней,к нашему удивлению никто,вообще никто,не едет больше 110 км/ч…мы на всякий случай также не стали превышать этого порога. Как потом мы видели,гаеры на этой трасссе иногда стоят,но больше любят ездить по пятам и смотреть когда же ты переступишь порог в 110 км/ч и тогда весело,с гирляндой тебя зажмут. Нас миновало. Так вот,дорогой читатель,после Одесского надо ехать на Кокчетав около 200 км,затем по отличной трассе на Астану около 100 км и перед городом Щучинск будет пост ДПС,вот прямо на нем надо повернуть налево и попадешь в оазис. На всем протяжении казахской дороги охотно берут рубли,но курс колеблется от 4,2 до 4,5,в поселке Бурабай мы меняли по курсу —5 тенге за один рубль. Территория заповедника,природного парка «Бурабай»начинается крайне резко —буквально в чистой степи «встают»огромные холмы со скальными выходами на вершине. Проехав минут 10 от поста видим шлагбаум,здесь останавливаемся. Вежливый человек (двигатель шлагбаума) гласит —въезд с человека по 150 тенге,машина не в счет. Причем въезд оплачивается один раз в календарный день. В 00-00 твой талончик превращается в «рулончик»,а до этого времени можно ездить сколько влезет ( мы отдали 90 рублей безо всяких проблем,есть ньюанс —они совсем не берут железные монетки —только фантики). Как мы поняли,попасть можно в природный парк с трех сторон,со стороны поста,со стороны г. Щучинск,и из поселка Бурабай. Везде стоит такой шлагбаум с уникальной системой ручного привода и талончики не теряют своей силы. Для тех,кто приезжает в республику больше чем на 5 дней,необходимо зарегестрироваться,сделать это можно в отделении милиции г. Щучинска. Мы этого не делали,были всего 3 дня и график работ не узнали,но есть мнение что он весьма не прост…и скорее всего по предпраздничным и «предвыходным»дням там выходной ;) а штраф на выезде из республики от 3500 рублями. Дальше как в сказке,вырастают большие деревья,без подлеска,в основном сосна,редко,но обособленно,береза,а мы все движемся в неизвестность,очень красиво и очень прекрасный воздух,очень. Поднимаемся медленно,дабы не пропустить красот,на перевальчик,бегаем на видовочку…на некторых камнях аж ступени вытоптаны.

Федя на видовке

Если друг,оказался вдруг...

 

 

 

 

 

Скалы —сиенит,но более старый,чем Столбы и поэтому местами сильно крошится,а местами очень даже ничего. Все вокруг культурно,дорожки,мусорные баки…но есть и бескультурье,мусора мало,но он есть. Спускаясь обратно к машине собирали,по большому пакету каждый добыл.

Территория парка насчитывает множество озер,парочку вершин (высшая точка района —Кокшетау (пер. с каз. Голубая гора,но все называют ее Синюха),ряд скальных останцев,на которых даже есть что-то пробитое,но очень давно и точки там пора менять ( со слов Сергея Геннадиевича —о нем позже) и ряд,скажем привычно,столбов (Слоник,туфелька,корова…) на которые есть полностью подготовленные маршруты.

Гора Синюха

Длинная дорога в 1250 километров закончена,выехали мы из Томска в 13-00 05 мая,здержавшись 4 часа в Омске и поспав 3 часа в дороге мы были в парке 6 мая в 12-00 по Томскому времени. Там же на час меньше,то есть 11-00,но жили мы по-нашему. После всех красот,нам все-таки хотелось немного поспать и вперед к новым скалам,но нет…увы,время сна мы провели в поисках возможности лазить.
Кто такие скалолазы,и где здесь можно лазить метсное население не знает,а те кто отвечает считают нас ни то альпинистами,ни то туристами…Где ставят палатки ответить никто так и не смог,к кому обращаться и подавно…вдруг видим двоих…с рюкзаками —наши люди. Остановились и пошли к ним. Кстати будет сказать,вдоль всей дороги в ГНПП «Бурабай»остановиться можно только на специально подготовленной площадке,за съезд с дороги большой штраф,а других мест просто нет (очень мало). Так вот ставим мы машину на стояночке и идем навстречу «Золотым петушкам»……
Ребята сказали,что можно палатки поставить рядом с ними и предложили проехать к ним на нашей машине. Собственно отъехали мы совсем чуть-чуть (3 км) в обратную сторону и нам показали хитрый съезд с дороги между деревьев и шлагбаумом,предназначенным,видимо,для лесников,со словами:«мы там каждые майские останавливаемся». Такого количества людей в чепчиках золотистого цвета я не видел. Нам показали где можно ставить палатку,где костерок развести и как в «горы»ходить. Совет нашей общины принял решение способом голосования —простое большинство,что это место нам не подходит,и мы быстро вернулись на исходную. Оказалось потом,что ребята —туристы,скалы в Боровом для них горы и каждый день они делают восхождения на них. Наши цели были другими. Решено было ехать в поселок Бурабай,где мы хотели найти ответы на наши вопросы. На въезде в поселок стоит такой же шлагбаум,двигатель шлагбаума нам ответил,что сегодня выходной (суббота) и никто нам не поможет…грусть нас одолевала,но в глубине мы верили,что не может в выходные дни никто не работать там,где зарабатывают на этом самом отдыхе…Проехав около километра мы нашли отдел по туризму,там же зоопарк. Старший нас внимательно выслушал,и не понял. Мы оперировали терминами —скалолазание,чемпионат Казахстана,On-sight марафон,Кленов…. не помогало. Потом,случайно,на их стенде,на глаза попала грамота за помощь в проведении чемпионата Казахстана по скалолазанию,показали им её…тогда процесс пошел. Он начал оперировать такими терминами:профессионалы,иностранцы,ходить в гору. В итоге дал нам телефон Сергея Геннадиевича,как потом оказалось,человека посвященного во многие дела касаемо скалолазания,знает Клёнова лично,отлично владеет информацией о районе,вплоть до того что там происходило 30 лет назад. Он помог нам оформить маршрутные листы. Это документ,который необходимо иметь при себе всякий раз покидая стоянку,дабы не быть оштрафованным,и разумеется нельзя отклоняться от маршрута,указанного в этом листе. Обошелся он нам в 150 тенге с человека в день. Реально там такими штуками заморачиваются только организованные группы типо «Золотые петушки»,и то у них получает руководитель пустыми и заполняет при необходимости. С другой стороны,возможно был не сезон и лесников мы не видели. Местные вообще об этом не знают. Короче листы получены,место встречи обозначено как домик лесника Рашида. Как оказалось,это и было место нашей первой парковки.
Рашид человек приветливый,обстоятельный,гостеприимный. Объяснил нам где ставить машину,палатку,цены и правила. Машину,пока не сезон (а он там с 01 июня по 31 августа) можно поставить на его парковке бесплатно,типо пока шлагбаум не стоит —платы нет,а в сезон около 100 рублей/сутки. Стоянка большая,машин на 80. По его личному разрешению нам позволили встать не на косе,как всем с ходу предлагают,а возле скалы «Корова»,что в 5-7 минутах ходьбы от стоянки. Народу там оказалось не мало и многие безо всяких разрешений,и уж тем более без путевых листов. Здесь же встретились с Сергеем Геннадиевичем и он нам все рассказал обо всём.
Палатку поставили уже около 16 часов и сразу пошли лазить в секторе «Корова». Пробито 4 трассы,у последних двух есть варианты,но сильно это ничего не меняет.

Скала Корова

Скала Корова. 6b

Скала Корова. 7а+

Нам с Федей лазание понравилось больше,чем в остальных секторах,ибо рельеф,а не мизера. Трассы от 5b до жесткой 7а+ болдеринговой,все мы пролезли,акромя 7а+,ибо только по частям она далась. А категория реально больше,но блин коротковата. К сожалению,трассы не были подписаны и не были проставлены категории,мы попытались прокатегорировать. Правда наше с Лехой мнение всегда расходилось…
Прекрасные большие сосны позволили нам натянуть слэк и порадовать себя и туристов этой забавой.

Слек с Медовухой

Эч! Женя,давай держи!

Женя

На следующий день посетили сектор «Туфелька». Там трасс заметно больше,от 5с до 7b+ (хотя где-то в инете говорится,что именно там есть 8а). Весь рельеф очень похож на Красноярские Столбы. Леха привыкший,и постоянно занижал категорию…первые три трассы лезлись. Потом началось интереснее и пальцев стало нехватать. Некоторые трассы с ростом меньше 170см вообще непонятно как делать движения. Сама скала находится на берегу озера Боровое,между ней и озером проходит тропа с лавочками

 

Хорошо на лавочке скальники надевать

Летом здесь прекрасно…единственный недостаток Столбов здесь отсутствует,водоем в «шаговой»доступности.

 

Слон или Окжетпес и озеро Боровое

Животных здесь прямо много,ничего не боятся и походят близко.

 

Олень

После большого количества мизеров выстоял только Леха и стал мочить что посложнее пока Федя спал.

Скала Туфельки. Все по мизерам

 

На Туфелке

Федя жжет!

Налазившись вдоволь мы отправились на поиски баньки в поселок Боровое. На том же шлагбауме,тот же человек нам подсказал куда ехать. Место так себе,а вообще таких мест там много,можно не стесняться —искать. Но в сезон там занято полностью на три месяца —не прорваться.
Следующий день выдался крайне погодливым и теплым. С утра мы бодро встали,собрались и поехали на мультиптч. Пренебрегли мы правилами и встали на обочине (клиренс авто позволил).

 

Нарушители

До скалы идти 100 метров,оделись прямо у машины,в руках скальники,пошли…На южной стороне прямо по середине стеночки,по плитам набиты шлямбура,видно из далека. Подходим,вроде бежится. Начинаем с Федей работать,Лёха рядом идет в ботиночках с фотоаппаратом.

 

Начало мультипитча

Местные немного озадачились,когда стало покруче (на третьей веревке) Лёха присоединился. В целом мультипитч интересен,пробивка грамотная,линия логична,и легко читается. Выводит прямо на вершину.
Вкратце опишу мультипитч:на первых двух питчах типичные для гранитов катушки,идется почти всё без рук. Третий питч —переходы с катушки на катушки по вертикально-горизонтальным щелям,собственно на нем первая затыка —лечится хорошими скальники (когда хотя бы пальцы не торчат) и растяжкой. Во второй половине третьего питча есть интересный переходик по катухе направо…ссыково немного —лечится доверием ногам. Далее четвертый (ключевой) питч. Сергей Геннадиевич сказал —7с,реально тянет на 7а,может 7а+ не больше —около пяти движений по вертикальной стеночке на мизерах и выход на слопперах ;). Пятый питч —хорошее лазание метров 20. Последний —10 метров переходик на вершину четверошной категории. Всем рекомендую посетить. При возможности сам схожу еще разок.

 

перед последним питчем. все станции вполне удобные,но в троем иногда тесновато

На Слоне

 

А это Федя на Слоне

Спуск сначала хотели по пути подъема,на вершине пока никого нет,начали искать…. нашли. Несколько болдеринговых мест,100 метров скал и мы на земле. Уезжать не хотелось совсем,думали сбегать другими путями,но там очень много народу скопилось и времени не было.
Оказавшись внизу решено «бежать»на Синюху…Время 17-00,до отъезда остается 2 часа. А успеем ли мы? (решили мы выезжать в 19-00,чтобы своевременно прибыть в Томск и успеть на автобус до Красноярска,на котором Лёха должен уехать). Знали только,что начало подъема от стеллы «с орлом»и через перевал по задней стороне до вершины. На самом деле так и есть,но мы не попали на перевал…От стеллы мы пошли прямо вверх,старались бежать трусцой,хватило на 200 метров,потом быстрый шаг,медленный шаг,и выросли перед нами катухи…мы оказались на 200 метров левее перевала. С одной стороны это нас приблизило к вершине,но лезть мы не планировали. Нашли маленький кулуарчик,там по щелям,деревьям,катухам,каминчикам и выскочили через 120 метров на гребень.

 

Выход на гребень Синюхи

Дабы не углубляться в лес,решено было идти прямо по гребню,на троичку А там мы себе наковыряли,порадовались. С вершины все отлично видно,но ветрено,бежим вниз.

 

На гребне Синюхи

А бежать реально пришлось долго и по лесу. За два часа мы уложились и спокойненько попедалили до дому.
Обратно решено однозначно ехать через Кокчетав-Петропавловск-Омск. После Кокчетава начинается терпимая грунтовка,продолжают еще строить трассу Астана-Петропавловск (наверное),около 100 километров и потом хороший асфальт на Омск. Дома оказались в 12-00. Добрались быстро.
Очень желаем всем хороших выходных,дней на скалах,новых прохождений и районов!

Сайт природного парка — http://www.gnpp.kz —официальный сайт ГНПП «Бурабай».

Участники:

Женя Лебасов

Федя Копытов

 

Леха Кичкайло

Текст:Лебасов Евгений

Схема маршрутов в Боровом:

7 comments to Боровое. «Казахские»столбы

  • Александр

    озёра красивые наверно купальные? или как байкал +4 градуса с камарами?

  • Kich

    Озера купальные,но не в Мае:) Летом там весь Казахстан отдыхает. Кто хочет полазить не в муравейнике лучше ехать весной или осенью

  • Иван Темерев

    а где кнопочка «рассказать вконтакте»? «перепостить в жж»? недоработано!

  • Дмитрий

    не подскажете,где вы смотрели гайд по боровому,с категориями и схемами маршрутов?

  • Kich

    Гайда никакого нет,мы сами лазили все маршруты и оценивали их. Маршруты нам все показал местный скалолаз Сергей Геннадьевич. Схему тоже сами рисовали.

  • Станислав Санников

    Ребята вы молодцы!!!!Будете в Боровом чирканите на мыло…я ,конечно,не профессионал,но полазить тоже люблю…

  • Kich

    Думаю нескоро мы появимся в этом чудесном месте,надеюсь,что другие скалолазы загорятся идеей в Боровое съездить после нашей статьи:)

Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href=""title=""><abbr title=""><acronym title=""><b><blockquote cite=""><cite><code><del datetime=""><em><i><q cite=""><strike><strong>